В Российской Федерации железнодорожный транспорт общего и необщего пользования является основополагающим в транспортной системе, оказывая влияющую роль в развитии экономики страны.

Железнодорожный путь является важной составляющей транспортной системы РФ. Все элементы железнодорожного пути (верхнее строение - рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма и нижнее строение - земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке, при безусловном соблюдении требований безопасности движения.

Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Конструкция и состояние путей необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Перед заключением договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов перевозчик совместно с владельцем инфраструктуры, владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования производит обследование железнодорожного пути необщего пользования и его технической оснащенности.

Периодичность, сроки, объекты и средства технической диагностики изложены в пунктах 3.13 и 3.14 главы 3 «Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» (утвержденных Министерством транспорта РФ 29 марта 2001 года за № АН-22 и согласованных с Госгортехнадзором России 21 марта 2001 года за № 03-35/96). В правилах указано, что для контроля и оценки технического состояния путей и сооружений на промышленном железнодорожном транспорте должны применяться дефектоскопные средства, включая ультразвуковые дефектоскопы, путеизмерительные тележки и другое необходимое оборудование. Рельсы на главных и приемоотправочных путях и путях перевозки горячих грузов следует проверять дефектоскопными средствами периодически, в соответствии с графиком, утвержденным руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации, но не реже двух раз в год, а на остальных путях - не менее одного раза в год.

Одной из важнейших частей работы по предупреждению аварийности является неразрушающий контроль (ультразвуковой) рельсов в пути, который является, в ряде случаев, единственной технологической операцией, позволяющей предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций.

Ультразвуковую дефектоскопию рельсов железнодорожных путей необщего пользования имеют право проводить только лаборатории неразрушающего контроля (НК), аттестованные в системе Ростехнадзора России в соответствии с ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля».

На рельсы при движении поездов воздействуют разнообразные силы, вызывающие в них значительные деформации и напряжения, которые могут меняться в зависимости от состояния пути, поверхности катания колес подвижного состава, состояния рессор и т.п. Основная причина повреждений рельсов – неудовлетворительное текущее содержание пути (плохая подбивка шпал, неудовлетворительное содержание болтовых стыков, толчки и перекосы, недостаточное закрепление шпал от угона), сверхнормативное воздействие подвижного состава и дефекты в рельсах, не выявленные при их изготовлении.

Организация должна обеспечить дефектоскопию железнодорожных путей независимой лабораторией неразрушающего контроля и технической диагностики, аккредитованной органом по аккредитации лабораторий неразрушающего контроля на железнодорожном транспорте, имеющей сертифицированный персонал по акустическому виду неразрушающего контроля, а также имеющей сертифицированные и калиброванные средства измерения (дефектоскопы).

Таким образом, организации, не имеющие лабораторий, отвечающих указанным требованиям, не могут проводить ультразвуковую дефектоскопию рельсов железнодорожных подъездных путей необщего пользования, предназначенных для транспортирования опасных веществ и входящих в состав опасного производственного объекта, подконтрольного Ростехнадзору.

Лаборатории (дистанции пути) железных дорог ОАО «РЖД» также не имеют права проводить дефектоскопию рельсов железнодорожных подъездных путей промышленных предприятий, подконтрольных Ростехнадзору, если на момент проведения дефектоскопии не прошли процедуру аттестации лабораторий неразрушающего контроля в соответствии с ПБ 03-372-00 и ПБ-03-440-02.
Кроме того, нужно отметить, что дефектоскопия рельсов должна проводиться сплошь и на всех путях, а не выборочно и только на некоторых, как ошибочно считают руководители ряда предприятий промышленного железнодорожного транспорта. 

Лаборатория неразрушающего контроля ООО Инженерный Центр «ПРО-безопасность» полностью соответствует данным требованиям ПБ 03-372-00. В работе мы используем самое инновационное оборудование отечественных и зарубежных производителей, например, дефектоскопы РДМ-22 и РДМ-23, показывающие самые высокие показатели технической эффективности (количество выявленных дефектов на 1000 км пути) в ОАО «РЖД». Это позволяет нам предлагать заказчикам самые современные технические решения в области неразрушающего контроля.

В Инженерном центре работают высококвалифицированные специалисты в области различных методов неразрушающего контроля, прикладных научных исследований, производства и маркетинга. Персонал фирмы сертифицирован на 2-й и 3-й (высший) уровни квалификации по дефектоскопии объектов Ростехнадзора и железнодорожного транспорта.

При заказе работы по дефектоскопии ж.д. путей необщего пользования (сплошной механизированный ультразвуковой контроль) необходимо располагать информацией о:

  • местонахождении контролируемых ж.д.путей;
  • протяженности контролируемых рельсов (при необходимости – количестве стрелочных переводов);

При необходимости, также может быть выполнен приемочный или эксплуатационный ручной неразрушающий контроль электроконтактных или алюминотермитных сварных стыков рельсов.

 

 

 

По любым вопросам Вы можете проконсультироваться
с нашими менеджерами по телефону


+7 (812) 309 3931

Задать вопрос

Контакты

Санкт-Петербург, ул. Заставская, д. 23А, оф. 206 БЦ "Авиатор"
Телефон: +7 (812) 309 3931
E-mail: probez@bk.ru